27 марта 1973 года на тайгу упал сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7

27 марта 1973 года на тайгу упал сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7 Вообще-то он мог упасть и на город. Жители Читы спокойно спали в ту ночь, и многие из них так и не узнали, что лишь

Вообще-то он мог упасть и на город. Жители Читы спокойно спали в ту ночь, и многие из них так и не узнали, что лишь чудо, а вернее, мастерство и мужество военного летчика помогли избежать неминуемой трагедии и человеческих жертв.Капитан Юрий Козловский, служивший в 23-й воздушной армии Забайкальского военного округа, поднялся в воздух с аэродрома, что находится рядом с городом Джида. Его самолет — цель, два других — перехватчики. Обычное задание для военного летчика. В какой-то момент у капитана возникли сомнения: что-то не так с навигационными приборами. Доложил на командный пункт, и ему подсказали: «Возьми 30 градусов влево». Козловский это выполнил. Затем последовало: «Еще 30 градусов влево. Перейди на другую кнопку». Летчик переключил радио, и… связь пропала. Сколько ни пытался переходить с канала на канал — безрезультатно. Козловский вышел под облака и понял, что находится совсем не в том месте, куда должен был лететь.
Это позднее выяснится, что вместо него по роковой ошибке с земли вели другой самолет. А пока он был один в небе. Вдруг радио заговорило: прорезался голос другого летчика. Поднявшийся в воздух однополчанин Марат Тульнов услышал Козловского. Через него капитан смог передать, что не знает, где находится, и что горючее на исходе.
— Что видишь
— Подо мной море огней! — доложил Козловский.
— Это город! Чита! Уводи самолет! — был последний приказ, который передали через Марата с земли.
Юрий и так знал, что должен сделать в такой ситуации. Он направил свою машину с пустыми баками прочь от спящего города. Но электрическое огненное зарево все тянулось и тянулось под серыми крыльями обреченного самолета. Катапультироваться нельзя. Если сейчас покинуть «Сушку», то и неуправляемый, он будет продолжать лететь и в любой момент может развернуться обратно. Потому капитан уводил машину как можно дальше. Когда из виду скрылся последний огонек, Юрий катапультировался, но было слишком поздно…
Слишком поздно и слишком низко. Парашют раскрылся перед самой землей. Были сильный удар и сильная боль. Козловский упал на высокую каменистую сопку, получив открытые переломы обеих ног. Рация разбита, и надеяться не на кого. Как мог, остановил кровь, прислушался. Юрию показалось, что издали доносится еле уловимый шум. Может быть, там шоссе И летчик пополз…
Температура воздуха — минус 20. Главное — не сдаваться. Его обязательно будут искать, его обязательно найдут. Когда Юрий наконец услышал шум лопастей и в небе показался вертолет, то сердце сжалось от радости. Он запустил дымовую шашку, но порыв ветра разметал цветное облако. Вертолет пролетел мимо, а летчик опять остался один. Главное — не потерять сознания. Немного отдохнуть и опять двигаться вперед. Метр за метром. Когда путь ему преградили два ряда заборов (такие ставили, чтобы сдерживать снежные ветры), то Юрий разделся до нательного белья, прополз под ними, потом снова оделся и пополз дальше.
Его искали трое суток. Все, как положено по инструкции, — и безрезультатно. Поступил приказ: «Поиски прекратить». Понятно, что человек не в состоянии дольше оставаться в живых на таком морозе. Вертолетчик Роберт Волков с трудом выпросил разрешение на последний, или, как говорят сами авиаторы, «крайний» вылет, — он хотел еще раз исследовать местность около шоссе. Он до боли в глазах всматривался вниз и наконец увидел человека, неподвижно лежавшего на куче гравия рядом с дорогой.
Козловский был жив. Преодолев ползком 7 км тайги, борясь со стужей, со сном, с потерей крови, он достиг шоссе. И опять — роковая случайность. Тот участок автострады был пуст и безлюден. «Закрыто на ремонт». Вонзая в мерзлый грунт нож, Козловский безуспешно пытался взобраться на кучу гравия у дороги. И все-таки взяв свою последнюю высоту, полностью выбился из сил и потерял сознание.
Его нашли! Температура внутренних органов Козловского была 33,2
градуса, а снаружи он был весь ледяной. Врачи сказали: «Не выживет!» (Известно, что обычно температура тела не может опускаться ниже смертельного порога в 35 градусов по Цельсию.) Но он выжил! И когда открыл глаза, то увидел яркий свет и склонившихся над ним людей в белых одеждах.
— Кто вы — услышал их первый вопрос Козловский.
— Я военный летчик, номер части 49706. 27 марта катапультировался, полз к дороге.
— А какое сегодня число
— 29-е, наверное, — ответил капитан.
— Нет, сегодня 31 марта, и находитесь вы в окружном военном госпитале.
«Хорошо, что не за границей», — подумал Юрий, облегченно вздохнул и вновь потерял сознание.
Лечение заняло два года. Ноги до коленей ампутировали. Был пройден интенсивный курс лечения поврежденных органов. Из палаты Козловский вышел уже на протезах.
Отрывок из интервью:
— Что было страшнее всего — холод, голод, боль, неизвестность
— Медики потом говорили, одного из этих факторов было достаточно, чтобы я погиб. Даже Маресьев признавал, что динамика событий у меня нарастала жестче, чем у него, — хотя он полз 18 дней, а я три дня. Но он был в теплом летном костюме, а я почти без одежды. У него не было открытых переломов, и он не истекал кровью.
— Вас искали 70 вертолетов — несколько раз пролетели над вами, но не заметили.
— Надо мной кружили вертолеты, мимо проехал местный житель на телеге — я пытался кричать, выстрелил в воздух из пистолета, но он не услышал. Будто все было против меня. Мне потом рассказали, что в то время, когда меня искали, Кутахов, главком ВВС, бегал по штабу и причитал: «Хоть бы он сдох, хоть бы сдох», — горько усмехается Юрий Валентинович. — Через три дня поступила команда прекратить поиски, но один пилот, Роберт Волков, решил еще раз слетать. Он потом говорил: у него появилась уверенность, что меня найдет. Но не нашел. Назад, в Читу, он полетел вдоль шоссе. Тут-то и увидел меня на белом гравии. Я был без сознания. В вертолет меня погрузили как труп, а там, от тепла, говорят, я очнулся и снова пополз…
— Чем вы питались в тайге
— Ничем — был шоколад, который в кармане перемололся в порошок, но я не мог его глотать, потому что во рту пересохло. Я мог глотать только таблетки кофеина — они были в запасе. Съешь таблетку — вроде нормально, можно дальше ползти. Настрой был такой, что отдыхать нельзя, и мозг это контролировал. Вероятно, я терял сознание, потому что врачи говорили, что иначе не смог бы выжить. Погиб бы от болевого шока.
— Как отреагировали, узнав, что предстоит ампутация ног
— Хирург сказал, что началась влажная гангрена, надо резать и чем раньше, тем лучше. Я согласился: «Что делать — давай». И все — пошли готовить циркулярку. Во время операции я очнулся — как раз циркулярка в кость впивалась.
После ампутации была еще внутриполостная операция — открылось кровотечение в двенадцатиперстной кишке. Сказались последствия стресса
Юрий Козловский вписан в российскую Книгу рекордов Гиннесса. Он награжден орденами «Знак Почета» и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, удостоен почетной премии Фонда Маресьева «За волю к жизни». И при этом Юрий Валентинович — удивительно скромный человек. Он для себя никогда и ничего не просил. А зачем Ему дважды была подарена жизнь — и этого вполне достаточно. Он работает в Фонде «Московский ветеран». С любимой женой вместе уж 30 лет. Надежда посвятила 15 лет работе с семьями военнослужащих, ездила по самым отдаленным гарнизонам. Собирала деньги на операции для больных детей, участвовала в освобождении заложников в Армении. Сколько настоящей людской боли Юрий и его Надежда повидали на двоих — и не измерить. Они знают цену обычному человеческому счастью.
И даже сегодня, когда становится все труднее ходить на протезах, Козловский по первой просьбе спешит туда, где нужна его помощь.

27 марта 1973 года на тайгу упал сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7 Вообще-то он мог упасть и на город. Жители Читы спокойно спали в ту ночь, и многие из них так и не узнали, что лишь

27 марта 1973 года на тайгу упал сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7 Вообще-то он мог упасть и на город. Жители Читы спокойно спали в ту ночь, и многие из них так и не узнали, что лишь

27 марта 1973 года на тайгу упал сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7 Вообще-то он мог упасть и на город. Жители Читы спокойно спали в ту ночь, и многие из них так и не узнали, что лишь

27 марта 1973 года на тайгу упал сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7 Вообще-то он мог упасть и на город. Жители Читы спокойно спали в ту ночь, и многие из них так и не узнали, что лишь

0 thoughts on “27 марта 1973 года на тайгу упал сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7

Добавить комментарий