3-я часть.

3-я часть. К новому 1945 году всем уже было понятно, что советские войска и войска союзников приближаются. В лагере начали готовиться к эвакуации. Членов зондеркоманды вместо почти тысячи еще

К новому 1945 году всем уже было понятно, что советские войска и войска союзников приближаются. В лагере начали готовиться к эвакуации. Членов зондеркоманды вместо почти тысячи еще шесть месяцев назад, оставили чуть более ста человек. Семьдесят из них демонтировали три из четырех оставшихся крематориев, остальные тридцать занимались своей «привычной работой» — сжиганием тел заключенных.
В начале января началась спешная эвакуация и заключенных в том числе, получившая название «Марш смерти». Всех, кто был работоспособен, переправляли в такие же концлагеря западнее. Как вспоминал Олер, это была ситуация «пан или пропал», никто не давал гарантию, что ты выживешь, сказавшись больным и оставшись в лагере, и что тебя не расстреляют на новом месте. Впрочем, никто не спрашивал твоего желания!
19 января 1945 Олер покинул Освенцим, его переправили в концлагерь Маутхаузен в Австрии. Как вспоминал художник, их перевозили в открытых товарных вагонах под снегом и без питания. Прибыв в Маутхаузен, после холодного душа заключенных при температуре минус 12-15 градусов в течение 3 часов держали на улице на снегу, ослабевших тут же расстреливали. К слову, оставшихся в Освенциме через десять дней после отъезда последнего состава «марша смерти» освободили войска Красной Армии.
В Маутхаузене Олер был распределен в Мельк — один из вспомогательных лагерей поблизости, в качестве рабочего копателя в тоннель. В Мельке были вырыты шесть тоннелей из песка и кварца, которые направлялись на немецкие военные заводы, еще не разрушенные от авианалетов и обстрелов. В Мельк Олер прибыл в начале апреля, а чуть позже был переправлен в еще один такой же вспомогательный лагерь Маутхаузена – Эбензее, где продолжал работать в туннелях.
Маутхаузен вместе с Мельком и Эбензее был был освобожден американскими войсками союзной армии лишь 6 мая 1945 года, за несколько дней до капитуляции Германии. Солдаты армии США не нашли сбежавших накануне эсэсовцев, зато обнаружили почти 14 тысяч (по другим сведениям – больше 16 тысяч) заключенных, среди которых было много умирающих и уже мертвых.
Жизнь Давида Олера делится на две части — «до» войны и «после». Он был одним из немногих заключенных Освенцима и Маутхаузена, кому было суждено входить в помещения крематориев и газовых камер, но выйти оттуда живым.
Оставшись в живых и вернувшись в Париж, художник решил, что должен поведать миру о страшной судьбе тех, кто погиб, рассказать своими рисунками и картинами о пережитом. Это была не только дань памяти всем жертвам концлагерей, но и желание поведать о зверствах тем, кто о них не знал. Историки даже писали, что обычные граждане Франции, кого не коснулась трагедия и тема концлагерей, ничего не знали о массовом истреблении людей в Освенциме и других лагерях, тем более, не могли себе представить, что ощущает человек, ежедневно входя в помещение крематория.
Несколько лет после возвращения художник создавал только рисунки. Позже, в связи со стабильным материальным положением, Олер стал писать маслом на холсте. Работы художника, как отмечают исследователи его творчества, имеют исключительную документальную ценность. Они отмечали, что газовые камеры и крематории Освенцима не снимались на кинопленку, среди многих фотодокументов из концлагерей почти нет фотосвидетельств того, что же происходило внутри этих помещений.
Благодаря таланту Олера-художника и его памяти, в картинах была воспроизведена вся та ужасная реальность. Он представил публике не только рисунки, изображающие зверства фашистов, но и планы крематориев, виды территорий, объясняя, таким образом, как нацисты управляли этой «фабрикой смерти». Искусствовед Агнешка Сирадска писала: «В работах Олера мы можем увидеть все этапы процесса уничтожения людей: раздевания в комнате перед газовой камерой, сцены, когда вырываются золотые зубы и стригутся волосы с уже мертвых жертв, сцены захоронения и сжигания тел, жестокие медицинские опыты, пытки и убийства, голод, страх и отчаяние, которые были частью повседневной жизни в тюрьме. С одной стороны, это иллюстративные работы, но часто они воспринимаются буквально шокирующе».
Историки отмечают, что часто на картинах художник изображал и себя в виде свидетеля и участника происходящего, поскольку у одного из персонажей картин присутствует лагерный номер Олера, да и само лицо этого персонажа похоже на художника, а еще «в образе бестелесного духа, наблюдающего со стороны за страшными сценами, которые никогда не исчезнут из его памяти».
В 1962 году Олер перестал писать. Как жил и чем занимался художник последние 20 лет жизни – неизвестно, умер он в 1985 году, в источниках о нем даже не указана дата.
После смерти Олера его вдова и сын продолжили знакомить мир с его творчеством, рассказывая правду об Освенциме (Аушвице). Работы Олера выставлялись в музеях. В 1989 году в Париже была издана книга «Давид Олер: глазами свидетеля». В ней всего на трех страницах была описана жизнь художника, а затем сто страниц были посвящены его произведениям – карандашным наброскам, репродукциям картин, портретам нацистов и планам крематориев.
Все творчество французского поляка еврейского происхождения не просто говорит, а кричит о том, что такое никогда не должно повториться!!!

3-я часть. К новому 1945 году всем уже было понятно, что советские войска и войска союзников приближаются. В лагере начали готовиться к эвакуации. Членов зондеркоманды вместо почти тысячи еще

3-я часть. К новому 1945 году всем уже было понятно, что советские войска и войска союзников приближаются. В лагере начали готовиться к эвакуации. Членов зондеркоманды вместо почти тысячи еще

3-я часть. К новому 1945 году всем уже было понятно, что советские войска и войска союзников приближаются. В лагере начали готовиться к эвакуации. Членов зондеркоманды вместо почти тысячи еще

3-я часть. К новому 1945 году всем уже было понятно, что советские войска и войска союзников приближаются. В лагере начали готовиться к эвакуации. Членов зондеркоманды вместо почти тысячи еще

3-я часть. К новому 1945 году всем уже было понятно, что советские войска и войска союзников приближаются. В лагере начали готовиться к эвакуации. Членов зондеркоманды вместо почти тысячи еще

3-я часть. К новому 1945 году всем уже было понятно, что советские войска и войска союзников приближаются. В лагере начали готовиться к эвакуации. Членов зондеркоманды вместо почти тысячи еще

Добавить комментарий