Авария на Романовском мосту

Авария на Романовском мосту. Татарстан, 22 ноября 1911 года. Вы точно проезжали по Романовскому теперь Зеленодольскому мосту, если гоняли на поезде по маршруту Москва Казань. Эту громадину

Татарстан, 22 ноября 1911 года.
Вы точно проезжали по Романовскому теперь Зеленодольскому мосту, если гоняли на поезде по маршруту Москва Казань. Эту громадину длиной более километра начали возводить еще в 1911-м по проекту Александра Белелюбского, а закончили два года спустя в годовщину 300-летия Дома Романовых. Собственно, отсюда и название.
Слух о строительстве моста быстро разлетелся по всем соседним губерниям. В Зеленодольск и соседние поселки хлынули работяги, а местные жители потирали ручонки и поднимали цены на жилье.
13 февраля 1911 года состоялась торжественная закладка первого камня. Пропустить рюмочку в честь события приезжали казанский губернатор Стрижевский, командующий Казанским военным округом Сандецкий, глава Московско-Казанской железной дороги фон Мекк и епископ Михаил. Как только фуршет закончился, и дорогие гости разъехались, началось самое интересное.
Главный подрядчик Игнатий Цишевский на более-менее ответственную работу предпочитал брать местных. А вакансии попроще доставались тем, кто соглашался работать за гроши, либо поденщикам, которых не заносили ни в какую документацию.
Желающих строить мост все равно хватало. К лету-1911 на стройплощадке, где техника безопасности соблюдалась строго символически, вкалывали три тысячи рабочих. Тех, кого косили болезни, неустроенный быт и жалкий продовольственный паек, безжалостно списывали в утиль. На их место тут же приходили новые охотники за рублем, готовые пахать в две смены по 12 часов.
За всеми хлопотами незаметно наступили холода. Мороз сковал Волгу льдом гораздо раньше обычного, а затем грянула оттепель. Ледяные глыбы грозно двинулись вниз по течению, как бы намекая, что с работами стоит повременить. Об опасности говорили и рабочие, но Цишевского это совершенно не беспокоило.
22 ноября в седьмом часу вечера уже стемнело. Первая смена еще не ушла, когда по деревянным помостам, крепившимся к опорам моста, вышагивала вторая. В этот момент здоровенная льдина пошла на таран. Ледяной массив моментально разжевал деревянные сваи, которые поддерживали подмостки с людьми. Рабочие упали с высоты в холодную воду. На головы им полетели бочки с цементом и другие стройматериалы.
Спасать бедняг отправились два ледокола, но они не были оборудованы прожекторами. В кромешной тьме спасли только 13 человек, остальные их было около 200 утонули.
Цишевский отчитался: погибли пятеро, троих из них нашли. Общество Московско-Казанской железной дороги забросали исками семьи погибших, но бюрократическая машина легко проглотила этот бумажный вал.
Гораздо больше погибших Цишевского волновали затонувшие стройматериалы. Ради их извлечения на поверхность весной 1912-го наняли бригаду водолазов. Первый не провел под водой и минуты, как потребовал поднять себя обратно. Перепуганный парень сообщил, что на дне стоял человек с широко разведенными руками. Он размахивал конечностями так, словно требовал обнимашек. Когда послали второго водолаза, выяснилось, что утопленник действительно стоял в полный рост. Его ноги прижало камнями, а руками играло течение. Хватало и других мертвецов, чьи головы, ноги и руки торчали из груды строительного хлама. «Целое подводное кладбище», подытожил ныряльщик.
Всего под мостом обнаружили 12 трупов, еще троих прибило к берегу возле Казани. «Да и бог с ними, со стройматериалами», подумал хитрый Цишевский и свернул поиски. Если бы водолазы продолжили работу, подняли бы и других погибших, но огласки реальных масштабов бедствия главному подрядчику не хотелось.
Ноябрьская катастрофа не образумила Цишевского. Он все так же бесцеремонно в целях снижения затрат вносил изменения в проект Белелюбского. Говорят, архитектор, находившийся в Москве, страшно матерился, когда узнавал о том, как забивают на первоначальный план строительства.
Весной 1912-го ледоход срезал защитные дамбы и снес несколько ферм моста. Также не обошлось без жертв. Мелкие и не очень аварии происходили до июля 1913-го, когда мост был официально открыт. За многочисленных жертв к суду никого не привлекали.
Романовскому мосту крепко досталось в гражданскую войну. В 1921 году он пережил ремонт, а в 1950-х возле него построили второй мост. В начале 2010-х после замены пролетов старого моста от исходной конструкции не осталось практически ничего.

Авария на Романовском мосту. Татарстан, 22 ноября 1911 года. Вы точно проезжали по Романовскому теперь Зеленодольскому мосту, если гоняли на поезде по маршруту Москва Казань. Эту громадину

Авария на Романовском мосту. Татарстан, 22 ноября 1911 года. Вы точно проезжали по Романовскому теперь Зеленодольскому мосту, если гоняли на поезде по маршруту Москва Казань. Эту громадину

Авария на Романовском мосту. Татарстан, 22 ноября 1911 года. Вы точно проезжали по Романовскому теперь Зеленодольскому мосту, если гоняли на поезде по маршруту Москва Казань. Эту громадину

Авария на Романовском мосту. Татарстан, 22 ноября 1911 года. Вы точно проезжали по Романовскому теперь Зеленодольскому мосту, если гоняли на поезде по маршруту Москва Казань. Эту громадину

Авария на Романовском мосту. Татарстан, 22 ноября 1911 года. Вы точно проезжали по Романовскому теперь Зеленодольскому мосту, если гоняли на поезде по маршруту Москва Казань. Эту громадину

Авария на Романовском мосту. Татарстан, 22 ноября 1911 года. Вы точно проезжали по Романовскому теперь Зеленодольскому мосту, если гоняли на поезде по маршруту Москва Казань. Эту громадину

Авария на Романовском мосту. Татарстан, 22 ноября 1911 года. Вы точно проезжали по Романовскому теперь Зеленодольскому мосту, если гоняли на поезде по маршруту Москва Казань. Эту громадину

Авария на Романовском мосту. Татарстан, 22 ноября 1911 года. Вы точно проезжали по Романовскому теперь Зеленодольскому мосту, если гоняли на поезде по маршруту Москва Казань. Эту громадину

Авария на Романовском мосту. Татарстан, 22 ноября 1911 года. Вы точно проезжали по Романовскому теперь Зеленодольскому мосту, если гоняли на поезде по маршруту Москва Казань. Эту громадину

Источник

Добавить комментарий