Бриг «Меркурий» получил свое название в память об отважном парусно-гребном катере, отличившемся в сражения со шведами 1788-1790 годах

Бриг «Меркурий» получил свое название в память об отважном парусно-гребном катере, отличившемся в сражения со шведами 1788-1790 годах Построенный на Севастопольской верфи из мореного дуба,

Построенный на Севастопольской верфи из мореного дуба, тридцатиметровый корпус корабля был оснащен восемнадцатью карронадами и двумя переносными орудиями. Карронады представляли собой тонкостенную чугунную пушку с коротким стволом и калибром в двадцать четыре фунта. Корму украшала статуя римского бога Меркурия, судно имело паруса и по 7 весел на обоих бортах.Командиром брига «Меркурий» в 1829 году стал молодой красивый капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, имевший к тому времени опыт морской службы. Уже в 14 лет Александр пришел на флот простым волонтером, а затем закончил кадетское Николаевское училище. В 1813 году Казарский был взят гардемарином на Черноморский флот, а по истечении года дослужился до мичмана.
Бригантины, на которых служил Казарский, перевозили грузы, поэтому тактику ведения морского боя приходилось осваивать лишь теоретически. Некоторое время спустя Казарский назначается командиром гребных судов в Измаиле, чин лейтенанта он получает в 1819 году. Служба его продолжается на фрегате « Евстафий» под началом Ивана Семеновича Скаловского на Черном море. Свой опыт контр-адмирал охотно передал прилежному ученику и храброму офицеру Казарскому.
Будучи командиром транспортного судна «Соперник», перевозившим оружие, Казарский участвовал в осаде Анапы. Для этого ему пришлось переоборудовать данное судно в бомбардирский корабль. Он три недели обстреливал укрепления крепости, причем «Соперник» получил серьезные повреждения рангоута и множество пробоин в корпусе. За этот бой Казарский получил чин капитан-лейтенанта, а чуть позже в этом же 1828 году за взятие Варны Александру Ивановичу была пожалована золотая сабля.
14 (26) мая 1829 года в очередном крейсерском рейде у выхода из пролива Босфор находились три судна — фрегат «Штандарт» капитан-лейтенанта Сахновского, 20-пушечный бриг «Орфей» капитан-лейтенанта Е.И. Колтовского и 20-пушечный бриг «Меркурий» капитан-лейтенанта А.И. Казарского. Общее командование отрядом осуществлял капитан-лейтенант Сахновский как командир основного судна. На рассвете отрядом была засечена турецкая эскадра из 14 судов, следовавшая от анатолийского побережья. Капитан-лейтенант Сахновский принял решение произвести разведку и сосчитать количество турецких кораблей. После того, как цель была выполнена, Сахновский приказал русским кораблям поворачивать назад. Это было правильным решением, поскольку османская эскадра, заметив русские корабли, направилась за ними в погоню.
Бриг «Меркурий» находился в дрейфе, когда Казарский увидел возвращающиеся с разведки «Орфей» и «Штандарт». Им удалось достаточно быстро отойти на большое расстояние от турецких кораблей. Бригу «Меркурий» везло меньше — его настигали лучшие и быстроходные корабли османского флота — 110-пушечный «Селимие» под флагом самого капудан-паши — командующего эскадрой, и 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана. Остальные османские суда предпочли находиться в дрейфе. Турецкое командование не сомневалось, что со столь превосходящими силами 20-пушечный русский бриг будет уничтожен или захвачен. Однако, как известно, этого не случилось.
Команда русского брига приняла решение биться до конца. Последний оставшийся в живых моряк должен был взорвать корабль на воздух, подтверждая тем самым, что русские не сдаются. Победа «Меркурия» над турецкими кораблями, обладавшими колоссальным превосходством в артиллерии и личном составе, казалась действительно фантастической. У турок были 184 артиллерийских орудия, у «Меркурия» — лишь двадцать орудий. Конечно, сам бриг получил сильные повреждения и не принимал в дальнейшем участия в морских сражениях этой войны. Но его экипаж был щедро награжден после удивительной победы.
Капитан-лейтенант Казарский был произведен в капитаны 2 ранга, награждён орденом Святого Георгия IV класса и назначен флигель-адъютантом императора Николая I. Капитану Казарскому светила блестящая военная карьера, но к глубочайшему сожалению он умер в 1833 году — в возрасте 36 лет. Героя русско-турецкой войны, служившего к этому времени в звании капитана 1 ранга в свите императора Николая I, отравили кофе с мышьяком. Капитан был направлен с инспекцией в Николаев для проверки Черноморского флота и черноморских портов. Судя по всему, его убийство с целью избежать проверки подстроили представители командования и интендантских служб флота. Так погиб бесстрашный русский офицер, уцелевший во многих кровопролитных сражениях с неприятелем.

Бриг «Меркурий» получил свое название в память об отважном парусно-гребном катере, отличившемся в сражения со шведами 1788-1790 годах Построенный на Севастопольской верфи из мореного дуба,

Бриг «Меркурий» получил свое название в память об отважном парусно-гребном катере, отличившемся в сражения со шведами 1788-1790 годах Построенный на Севастопольской верфи из мореного дуба,

Бриг «Меркурий» получил свое название в память об отважном парусно-гребном катере, отличившемся в сражения со шведами 1788-1790 годах Построенный на Севастопольской верфи из мореного дуба,

Бриг «Меркурий» получил свое название в память об отважном парусно-гребном катере, отличившемся в сражения со шведами 1788-1790 годах Построенный на Севастопольской верфи из мореного дуба,

Бриг «Меркурий» получил свое название в память об отважном парусно-гребном катере, отличившемся в сражения со шведами 1788-1790 годах Построенный на Севастопольской верфи из мореного дуба,

Бриг «Меркурий» получил свое название в память об отважном парусно-гребном катере, отличившемся в сражения со шведами 1788-1790 годах Построенный на Севастопольской верфи из мореного дуба,

Бриг «Меркурий» получил свое название в память об отважном парусно-гребном катере, отличившемся в сражения со шведами 1788-1790 годах Построенный на Севастопольской верфи из мореного дуба,

Добавить комментарий