Дела налоговые. Кто придумал обирать народ

Дела налоговые. Кто придумал обирать народ Если есть государство, должны быть и налоги. Это железное правило усвоили еще в древнем Египте.Потому писцы, они же сборщики налогов, ценились

Если есть государство, должны быть и налоги. Это железное правило усвоили еще в древнем Египте.
Потому писцы, они же сборщики налогов, ценились фараонами так высоко, что некоторые из них в обязательном порядке следовали за хозяином в иной мир. Чтобы и там помогать ему считать доходы.
Но в древности редко устанавливалось регулярное налогообложение. Чаще сильные мира сего действовали по принципу «что удастся урвать». И чем только они не собирали свою дань. Зерном. Хлопком. Коровами. Тряпьем. Или детьми для армии, как в Османской Турции.
Всю нашу обозримую историю тянется эта борьба между теми, кто собирает налоги, и теми, кто их платит, или избегает…
Именно налоговые ухищрения привели к тому, что Францию в 19 веке заполонили уродливые трехколесные повозки. Так как брали деньги с каждого колеса.
Англия увидела огромные газеты, размером с хороший стяг. Так как брали налог с листа.
А еще мир увидел множество строений-недомерок по всему миру: на полсантиметра ниже, уже и короче, чем подлежало налогообложению, или вовсе без окон…
Но уже к 18 веку, с укреплением государств, в Европе совершенно очевидно стала побеждать другая сторона. И именно тогда появилась бессмертная фраза Франклина о том, что в мире нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов.
Король Пруссии Вильгельм Фридрих I, автор податей «На ношение париков», очень любил блиц-проверки. Его контролеры врывались в дома, срывали с господских голов парики и проверяли наличие марки об уплате акциза.
Что-то подобное знала и Англия. После войны с мятежными северо-американскими колониями, для пополнения казны, премьер Питт-младший ввел акциз на шляпы. До 2 фунтов с макушки. Солидные деньги. Соответствующую отметку об уплате ставили на каждой шляпе. Но несколько десятилетий спустя закон отменили из-за дискуссий, а что же считать шляпой, а что нет.
В этом ряду совершенными шедеврами выглядят налоги на воздух в Византии и на тень от солнечных козырьков в Венеции. Было и такое.
Питер Брейгель Младший, Уплата налога, 1640 год
Россию охватила настоящая налоговая лихорадка во времена Петра I. Воевали много, планы были амбициозные. Так что не зря потом про государя говаривали, что тот «от копейки давливался».
Например, Петр ввел уникальную должность прибыльщика. Это были чиновники, обязанные придумывать как бы похитрее выбить деньги из населения. Так в России появились налоги на бороды, на религию, на арбузы и огурцы, трубный налог, пчелиный, банный и прочие.
Особо выслужился перед царем обычный крепостной боярина Шереметева Курбатов. Будучи со своим боярином за границей, он подсмотрел как там платят гербовый сбор. И подкинул соответствующую мысль Петру. Продажа орленой бумаги сразу увеличила казну на сотни тысяч рублей. А Курбатов из холопов стал видным бюрократом.
Но самой эпической реформой стало введение подушной подати. Чтобы содержать армию, Петр приказал посчитать число податных крестьян и раскинуть среди них весь бюджет. Но желающих посчитаться не нашлось. Считали почти 6 лет. Считали воинские команды, с розыском, пытками и убийствами тех, кто прятался. Наконец, к 1724 году решили, что посчитали всех. И установили сбор в 80 копеек на душу (по тем временам весьма недешево).
Что же, Петр своего добился. При нем госбюджет вырос в разы. Да только и население оказалось совершенно истощено…
«Грабёж и вымогательство», скульптура, посвящённая британскому департаменту государственных сборов королевства

0 thoughts on “Дела налоговые. Кто придумал обирать народ

Добавить комментарий