Как пилоты в воздухе поспорили

Как пилоты в воздухе поспорили. Куйбышев (теперь Самара), 20 октября 1986 года. Работа пилотов монотонна и однообразна, и пассажирам лучше не знать, чем у себя в кабине занимается скучающий

Куйбышев (теперь Самара), 20 октября 1986 года.
Работа пилотов монотонна и однообразна, и пассажирам лучше не знать, чем у себя в кабине занимается скучающий экипаж. Например, на рейсе Свердловск Грозный с транзитной посадкой в Куйбышеве командир воздушного судна Александр Клюев объявил коллегам, что посадит «Ту-134» вслепую то есть, исключительно по показаниям приборов.
85 пассажиров в основном жители Чечено-Ингушской АССР не подозревали, в какую авантюру втянул их Клюев. У восьми членов экипажа бравада командира не вызвала особых эмоций. Возможно, он так уже делал. Чтобы КВС не хитрил и не подглядывал, в кабине пилотов зашторили окна. В четвертом часу вечера, когда самолет заходил на посадку, над Куйбышевым стояла отличная погода. Что могло пойти не так
Приборы обманули Клюева. «Ту-134» приближался к земле с запредельной скоростью и слишком большим уклоном на нос. Клюев что-то почувствовал и попросил бортмеханика убрать металлические шторы. Но это не имело никакого смысла уже через секунду самолет ткнулся носом о взлетно-посадочную полосу аэропорта «Курумоч».
От удара шасси сломались. 300 метров «Ту-134» несся по бетону на брюхе, пока не свалился в кювет. Там он перевернулся, отчего одно крыло отделилось полностью, а второе сложилось пополам. Самолет развалился на две части и замер вверх тормашками в керосиновой луже. Когда топливо попало на раскаленные турбины, все вспыхнуло.
Повезло тем, кто находился в салоне ближе к разлому корпуса. Люди бросились в эту дыру и спаслись. Одна женщина была так напугана, что ее еле поймали на дальнем конце полосы. Среди прочих из пылающего самолета выбрался мужик в наручниках. Это был матерый рецидивист, схваченный в Свердловске. Мужчина не пытался сбежать просто отскочил в сторону от пожарища, дождался милиции и сдался. Уцелел также и Клюев вместе со вторым пилотом Евгением Жирновым.
Еще несколько человек выбрались через аварийный люк в хвосте самолета. Как показала экспертиза, именно открытие запасного выхода создало внутри самолета эффект сигары. Пламя и едкий дым всасывались через брешь в корпусе, чтобы пройти по всему салону и выплеснуться наружу из распахнутого люка.
Три стюардессы находились в своей каюте. От жесткого приземления дверь в помещение заклинило. Неподалеку под полом находился баллон с кислородом, предназначенный на случай разгерметизации салона в воздухе. От удара о землю у баллона сорвало штуцер, и струя горючего газа направилась в сторону комнаты бортпроводниц. Когда до кислородного гейзера добралось пламя, выхлоп превратился в адский напалм. От стюардесс остались только обгоревшие кусочки берцовых костей и черепов.
Второй пилот Жирнов вывел из самолета несколько человек, а после повалился на землю. Он надышался продуктами горения, но даже будучи на носилках рвался в пекло, чтобы спасти еще кого-то. Спустя три дня Евгений скончался в медсанчасти.
Всего на месте катастрофы погибло 58 человек, еще 11 умерли в больницах, выжили 24.
Пожарные аэропорта «Курумоча» прибыли на место через полторы минуты. Им потребовалось меньше двух часов, чтобы полностью погасить пламя. Первоначально именно на пожарных полетели жалобы родственников погибших мол, действовали нерасторопно. Позже правительственная комиссия заставила аэропортовскую бригаду 18 раз повторить марш-бросок из октября 1986-го. Во всех случаях результат получался одинаковым полторы минуты. Претензии с пожарных сняли.
Инженер испытательной пожарной лаборатории Валерий Фрыгин побывал внутри сгоревшего самолета. «Когда я нырнул в закопченный разлом корпуса, сразу же увидел висящих у меня над головой мертвых людей, пристегнутых ремнями, вспоминал Фрыгин. Ведь самолет-то в ходе падения перевернулся, и все кресла с пассажирами в результате оказались вверх ногами и как бы на потолке». По его словам, многие были без одежды и обуви их сорвало напором пламени.
Фрыгин фотографировал салон, чтобы использовать кадры при расследовании. Суровый товарищ из КГБ пытался засветить пленку и сделал это, но перед тем Фрыгин успел зарядить в фотоаппарат новую кассету, а отснятый материал передал знакомому пожарному.
Когда нашли совершенно невредимый черный ящик и услышали беззаботные разговоры пилотов, все встало на свои места. Клюев признал вину, но затем начал юлить и ссылаться на утечку топлива и отказ одного из двигателей. Ничего из новой версии Клюева не подтвердилось, и любитель пари получил 15 лет тюрьмы. Серия ходатайств сократила срок до 6 лет. После зоны воздушный ас затерялся где-то на просторах Ульяновской области.
Самые жесткие фото Валерия Фрыгина в закрытой группе:

Как пилоты в воздухе поспорили. Куйбышев (теперь Самара), 20 октября 1986 года. Работа пилотов монотонна и однообразна, и пассажирам лучше не знать, чем у себя в кабине занимается скучающий

Как пилоты в воздухе поспорили. Куйбышев (теперь Самара), 20 октября 1986 года. Работа пилотов монотонна и однообразна, и пассажирам лучше не знать, чем у себя в кабине занимается скучающий

Как пилоты в воздухе поспорили. Куйбышев (теперь Самара), 20 октября 1986 года. Работа пилотов монотонна и однообразна, и пассажирам лучше не знать, чем у себя в кабине занимается скучающий

Как пилоты в воздухе поспорили. Куйбышев (теперь Самара), 20 октября 1986 года. Работа пилотов монотонна и однообразна, и пассажирам лучше не знать, чем у себя в кабине занимается скучающий

Как пилоты в воздухе поспорили. Куйбышев (теперь Самара), 20 октября 1986 года. Работа пилотов монотонна и однообразна, и пассажирам лучше не знать, чем у себя в кабине занимается скучающий

Как пилоты в воздухе поспорили. Куйбышев (теперь Самара), 20 октября 1986 года. Работа пилотов монотонна и однообразна, и пассажирам лучше не знать, чем у себя в кабине занимается скучающий

Как пилоты в воздухе поспорили. Куйбышев (теперь Самара), 20 октября 1986 года. Работа пилотов монотонна и однообразна, и пассажирам лучше не знать, чем у себя в кабине занимается скучающий

Источник

Добавить комментарий