Кто мог жить в зверинце Слоны и жирафы, медведи и тигры, любимцы детишек — обезьянки, а еще

Кто мог жить в зверинце Слоны и жирафы, медведи и тигры, любимцы детишек - обезьянки, а еще .. бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит неожиданно, но столетие назад в Европе

.. бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит неожиданно, но столетие назад в Европе процветали человеческие зоопарки, где можно было увидеть хомо сапиенсов, но живших вдали от «цивилизации». Посмотреть на этнологические экспозиции приходили все — от мала до велика. Выходцы из Азии и Африки нередко помещались в вольерах с обезьянами, ведь считалось, что эти люди — переходное звено в теории эволюции Дарвина.Человеческие зоопарки организовывались в разных городах. Антверпен, Лондон, Барселона, Париж, Милан, Нью-Йорк, Варшава, Гамбург и Санкт-Петербург — где только не проходили выставки людей. Как правило, посмотреть на «диковинных» туземцев приходили сотни тысяч посетителей.
Как правило, представителей «необычных» (по мнению цивилизованного мира) народностей силой вывозили с их земель, а после — демонстрировали изумленной публике. Часто воссоздавали аутентичные поселения, сооружали хижины, назначали главарей племени или общины. Как правило, руководство зоопарков стремилось самостоятельно распределить роли, однако это получалось не всегда, и порой сами аборигены начинали «режиссировать» свою постановочную жизнь.
В человеческих зоопарках туземцы должны были демонстрировать аутентичный уклад жизни.
Выставки людей пользовались огромной популярностью у немцев. Тут, конечно же, немалую роль сыграла увлеченность идеями социального дарвинизма, охватившая интеллигенцию в 19 веке. Негритянские деревни с интересом посещали Бисмарк и император Вильгельм II. В конце 19-го и начале 20-го веков чернокожие воспринимались, как обычные животные и потому часто выставлялись в одной клетке с обезьянами. Однажды произошел эпический случай: канцлер Бисмарк долго смотрел на гориллу и африканца, которых держали вместе, а потом спросил: «А кто из них человек»
Как правило, новоприбывших обитателей зоопарков тщательно изучали, пытаясь определить их принадлежность к одному из «природних народов». Для этого производились замеры черепа, фиксировалась форма носа, цвет кожи, изучались особенности языка. В заключение выдавался официальный документ, гарантировавший владельцу подлинность приобретенного им туземца.
Вообще, история человеческих зоопарков началась гораздо раньше. Например, еще Колумб привозил в Испанию индейцев, с целью продемонстрировать «диковинных зверюшек». Его примеру следовали и другие путешественники. Их логику понять просто, в то время в Европе любое отклонение от привычного человеческого облика воспринималось на «ура» и на этом можно было сделать неплохие деньги. Яркий пример — это готтентотка Саарти Бартман, которая получила прозвище Черная Венера. Она пользовалась огромной популярностью. Дело в том, что у женщин ее племени была одна, мягко говоря, особенность — сильно увеличенные ягодицы и крупные, выпирающие половые губы. Такое строение тела объясняется стеатопигией — генетически заложенное отложение жира на ягодицах. И у готтентотов это считается признаком красоты. Интересно еще то, что у представителей европеоидной расы это заболевание практически не встречается.
Саарти привезли из Кейптауна (ЮАР) в Лондон в качестве служанки. Но ее необычная внешность не могла остаться незамеченной. И хозяин начал показывать ее в обнаженном виде за деньги. Вскоре Черная Венера стала настоящей звездой. Принято считать, что именно с нее начинается история настоящих человеческих зоопарков. Когда слухи о Венере дошли до аболиционистской организации «Африканская ассоциация», были предприняты попытки освободить Саарти из рабства. Правда, представителям сначала нужно было доказать, что она живет в Лондоне в качестве рабыни. И сделать это… не удалось. Саарти Бартман на суде заявила, что «работает» по собственному желанию и получает за это деньги. И тема себя исчерпала. Спустя четыре года необычная по европейским меркам женщина приелась лондонцам, и хозяин перепродал ее французу Рео, дрессировщику животных. Во Франции Черная Венера прожила чуть больше года — ее новый владелец был человеком жестоким, грубым и алчным. К тому же, французская публика оказалась более требовательна, нежели лондонская — желающих посмотреть на голую женщину, пусть и с огромными ягодицами нашлось мало. Народ предпочитал карикатуры на нее и всякие насмешки. И Саарти умерла. А ее тело досталось ученым, которые пытались выяснить, «насколько негры близки с обезьянами».
Не отставали от европейцев и американцы. Некий Финеас Тейлор Барнум в 19-м веке являлся владельцем крупнейшего в Америке на тот момент негритянского зоопарка. И тогда, вряд ли кто-то мог себе даже представить, что спустя полторы сотни лет во главе их страны окажется чернокожий человек…
Барнум, что называется, «попал в струю». Первый серьезный успех к нему пришел благодаря демонстрации зрителям чернокожей старушки. Хитрый Барнум, прозванный журналистами «королем надувательства», придумал для нее легенду: якобы она была няней не кого-нибудь, а самого Джорджа Вашингтона!
Деньги полились рекой. Но через год негритянка умерла, и бизнесмену пришлось начинать сначала. Но на сей раз он не ограничился лишь одним экспонатом — в его зоопарке (или цирке) появились сиамские близнецы, лилипуты, человек-волк Федор Евтищев, представители африканских и азиатских племен, а также поддельная русалка (ее он изготовил сам) с острова Фиджи.
В 20-30-х годах минувшего столетия человеческие зоопарки в США стали резко терять популярность. Смысл платить деньги, чтобы посмотреть на чернокожих, если их и так полным-полно в стране Поэтому бизнесмены стали выставлять в клетках пигмеев.Самый известных экспонат — это Ота Бенга, которого держали в Зоологическом саду Бронкса вместе с орангутаном и попугаем. Причем к решетке была прикреплена табличка, где указывались имя, рост и вес пигмея. А рядом находились точно такие же данные о птице и примате. До своей американской жизни Ота жил в Конго, но потом попал в рабство и оказался в Нью-Йорке. Он пользовался большой популярностью у посетителей, а чернокожие пасторы во время показа, просили относиться к нему, как к человеку. А руководству Зоологического сада они постоянно отправляли письма, в которых просили хотя бы убрать от пигмея орангутана. Но тщетно. На стороне белокожих была даже пресса. Например, «Нью-Йорк таймс» однажды так написала: «Пигмеи ближе к человекообразным обезьянам, или их можно рассматривать как выродившихся потомков обыкновенных негров — в любом случае они представляют интерес для этнологии». В конце концов, пигмею надоела такая жизнь. Он смастерил лук и начал стрелять по людям, которые подходили его клетке. И Ота отпустили. Правда, он знал, что его родная деревня разрушена, а родные либо убиты, либо в рабстве. Позднее он умудрился где-то выкрасть револьвер и застрелился…
На волне всеобщего интереса к быту и укладу жизни экзотических народностей начали активно развиваться антропологические исследования, однако, факт существования подобных человеческих зоопарков от этого не менее ужасающий. То, что сегодня кажется аморальным, не вызывало ранее никаких тревожных чувств у любителей развлечь себя прогулкой вдоль клеток с людьми. Такие зоопарки исчезли к середине 20 века. Последним был зафиксирован случай в Бельгии (выставка Экспо в 1958г. Брюссель), когда на всеобщее обозрение была выставлена конголезская деревня.

Кто мог жить в зверинце Слоны и жирафы, медведи и тигры, любимцы детишек - обезьянки, а еще .. бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит неожиданно, но столетие назад в Европе

Кто мог жить в зверинце Слоны и жирафы, медведи и тигры, любимцы детишек - обезьянки, а еще .. бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит неожиданно, но столетие назад в Европе

Кто мог жить в зверинце Слоны и жирафы, медведи и тигры, любимцы детишек - обезьянки, а еще .. бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит неожиданно, но столетие назад в Европе

Кто мог жить в зверинце Слоны и жирафы, медведи и тигры, любимцы детишек - обезьянки, а еще .. бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит неожиданно, но столетие назад в Европе

Кто мог жить в зверинце Слоны и жирафы, медведи и тигры, любимцы детишек - обезьянки, а еще .. бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит неожиданно, но столетие назад в Европе

Кто мог жить в зверинце Слоны и жирафы, медведи и тигры, любимцы детишек - обезьянки, а еще .. бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит неожиданно, но столетие назад в Европе

Кто мог жить в зверинце Слоны и жирафы, медведи и тигры, любимцы детишек - обезьянки, а еще .. бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит неожиданно, но столетие назад в Европе

Кто мог жить в зверинце Слоны и жирафы, медведи и тигры, любимцы детишек - обезьянки, а еще .. бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит неожиданно, но столетие назад в Европе

Кто мог жить в зверинце Слоны и жирафы, медведи и тигры, любимцы детишек - обезьянки, а еще .. бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит неожиданно, но столетие назад в Европе

Кто мог жить в зверинце Слоны и жирафы, медведи и тигры, любимцы детишек - обезьянки, а еще .. бушмены, индейцы, эскимосы, зулусы, нубийцы… Звучит неожиданно, но столетие назад в Европе

Добавить комментарий