Сибирский «Титаник»

Сибирский «Титаник». Новониколаевск (сейчас Новосибирск), 10 мая 1921 года. Пароход с милым названием «Кормилец» спустили на воду в 1892 году. Посудина длиной почти 52 метра, развивавшая

Новониколаевск (сейчас Новосибирск), 10 мая 1921 года.
Пароход с милым названием «Кормилец» спустили на воду в 1892 году. Посудина длиной почти 52 метра, развивавшая скорость до 21 км/ч, по тем временам потрясала воображение как-никак, крупнейшее судно Западной Сибири.
Несмотря на заголовок, пароход не отправился на дно в первом же рейсе, а поучаствовал в значимых исторических событиях. Так в 1917 году он сопровождал пароход «Русь», на котором семья Николая II отправлялась в тобольскую ссылку. После революции «Кормилец» пережил национализацию и получил гордое имя «Совнарком». Под ним и вписался в анналы русского речного пароходства, но перед этим в опоры железнодорожного моста в Новониколаевске.
8 мая 1921-го «Совнарком» выдвинулся из Барнаула в Томск. Обь едва успела освободиться ото льда, и официально навигация не начиналась. Но кого это останавливало На «Совнарком» погрузили 14200 пудов пшеницы, 20 саженей дров и 225-400 пассажиров. Отличная иллюстрация духа времени, когда количество ценного груза подсчитывали точнее человеческих душ.
В ночь на 10 мая «Совнарком» должен был встать на прикол в Бердске, но по таинственной причине этого не случилось. Некоторые источники утверждают, что к капитану Снегиреву подгребли вооруженные люди и, угрожая расправой, потребовали поскорее добраться до Томска.
Так это или нет, но в 1:30 ночи «Совнарком» подходил к железнодорожному мосту Новониколаевска. Так как навигация еще не стартовала, никто из работников моста пароходов не ждал. На мосту горели несколько белых и одна красная лампочка для железнодорожников.
Кэп Снигирев в кромешной темноте не видел моста, но решил, что красная лампочка ориентир. На всякий случай рулевой сбросил скорость и послал на нос судна ученика лоцмана и помощника штурвального, чтобы оценить обстановку. Фидбек капитана вряд ли обрадовал. «Бык, бык! Держи направо!», закричали служащие, увидев прямо по курсу опору моста. Капитан взял правее, но времени для маневра уже не было «Совнарком» ударился тем местом, где находилась переборка, отделяющая грузовой отсек от кочегарки.
Пока первый помощник капитана мчался к месту столкновения, на «Совнаркоме» вырубило свет. Все машины разом остановились, а из недр корабля повалили взволнованные пассажиры. Вода заливала внутренности судна настолько резво, что ни у кого не возникло желания остаться в теплой каюте в эту промозглую весеннюю ночь. Начались паника и давка.
Корма быстрее заполнялась водой, отчего нос «Совнаркома» задрался вверх. Люди катились с накренившихся палуб в ледяную Обь, кто-то сам прыгал в воду, понимая, что круиз завершен.
Вскоре нос и корма отделились друг от друга. Нос, груженный пшеницей, сразу пошел на дно, а корма, нашпигованная дровами, еще некоторое время оставалась на плаву. Вся катастрофа заняла от силы пять минут. Будь на палубе «Совнаркома» музыканты, они не успели бы вытащить инструменты.
Сцена из фильма «Титаник», где сотни людей плещутся в ледяной воде, пожалуй, самая подходящая визуализация происходившего. Единственное отличие у самых стойких пассажиров «Совнаркома» был шанс добраться до берега самостоятельно. Часть людей подняли на пароходы «Богатырь» и «Новониколаевск», которые первыми пришли на место драмы.
«Крики обезумевших от ужаса людей с тонущего парохода отчетливо были слышны и на берегу. Утром подбирали полузамерзших людей, спасшихся на досках. Ледяные волны выносили то мертвое тело, то обрубки дерева», вспоминала очевидец событий Л.Н. Шевченко-Королева.
Пересчитать всех погибших не удалось. По разным оценкам, утонули или замерзли от 179 до 300 человек, среди них женщины и дети. Непросто было счесть и выживших. Едва ступив на берег, счастливчики разбегались кто куда.
Зато известно, что уцелел капитан Снегирев. Военно-революционный транспортный трибунал полностью оправдал его, не обнаружив в действиях состава преступления. Дежурный по мосту Индейкин и начальник участка Зевальд избежали наказания из-за амнистии.
Вскоре выяснилось, что обломки «Совнаркома» надо вытаскивать. Течение намывало за ними небольшой остров, грозящий усложнить судоходство.
Самую эпичную попытку поднять судно предпринял инженер Туренко. Неизвестно, что он наобещал комиссии, но та подписала дорогущую смету. Туренко наделили чрезвычайными полномочиями и выдавали все, что бы он ни попросил. Например, 27 ведер спирта в виде премии рабочим. С момента выдачи спирта Туренко забыл про «Совнарком» и повадился на рыбалку. Для рыбной ловли ему пригодился и динамит, который выделяли для расчистки дна. Пока денежки капали, хитрый инженер купил квартиру на имя жены и понемногу распродавал инвентарь, предназначенный для подъема судна. Лишь в 1923 году на инженера надели кандалы.
В последующие годы место гибели «Совнаркома» огораживали буями, а обломки поднимали по частям. Лишь в 1984 году корпус парохода окончательно извлекли из Оби.

Сибирский «Титаник». Новониколаевск (сейчас Новосибирск), 10 мая 1921 года. Пароход с милым названием «Кормилец» спустили на воду в 1892 году. Посудина длиной почти 52 метра, развивавшая

Сибирский «Титаник». Новониколаевск (сейчас Новосибирск), 10 мая 1921 года. Пароход с милым названием «Кормилец» спустили на воду в 1892 году. Посудина длиной почти 52 метра, развивавшая

Сибирский «Титаник». Новониколаевск (сейчас Новосибирск), 10 мая 1921 года. Пароход с милым названием «Кормилец» спустили на воду в 1892 году. Посудина длиной почти 52 метра, развивавшая

Сибирский «Титаник». Новониколаевск (сейчас Новосибирск), 10 мая 1921 года. Пароход с милым названием «Кормилец» спустили на воду в 1892 году. Посудина длиной почти 52 метра, развивавшая

Источник

0 thoughts on “Сибирский «Титаник»

Добавить комментарий