Смерть на канатной дороге

Тбилиси (Грузинская ССР), 1 июня 1990 года.
В пятницу 1 июня 1990-го Грузия отмечала Международный день защиты детей. Погодка выдалась жаркая люди сметали с прилавков лимонад и мороженое, а детишек вели на прогулку в парк Мтацминда.
Помимо прочих радостей, в парке можно было прокатиться на фуникулере. От желающих посмотреть на Тбилиси с высоты птичьего полета никогда не было отбоя, а в праздничный день тем более. Чтобы очередь убывала быстрее, контролеры впускали в 40-местные кабинки чуть больше людей, чем положено. В основном в фуникулер набивались дети. Вероятно, малый вес большинства пассажиров заставил персонал канатной дороги потерять бдительность, но в 15:15 все ахнули.
В этот момент на маршруте находились две переполненные гондолы. Первая (46 пассажиров) уже подходила к нижней башне, вторая (47 пассажиров) поднималась вверх. Внезапно оборвался трос внутри муфты второй кабины, и оставшиеся без крепления гондолы понеслись вниз.
Первая кабина впечаталась в стену башни, убив четверых. В верхней кабине, которая стремительно разгонялась, проводник потребовал всех лечь на пол, а сам в исступлении схватился за заведомо неисправный тормоз. В гондоле началась жуткая паника, некоторые выпрыгивали на ходу. До нижней башни кабина не доехала, ударившись о спутавшийся тяговый канат. От столкновения гондола раскололась пополам и люди полетели с 20-метровой высоты на крышу шестиэтажки.
В общей сложности погибли 19 человек, еще 42 получили тяжелые травмы. Сколько детей и взрослых обзавелись психологическими травмами, наблюдая за происходящим, статистика умалчивает.
Актриса Ия Гогиберидзе ждала кабинку в верхней точке маршрута. Она была с подругой и лишь чудом не оказалась в разбившейся гондоле. Контролер предложил девушкам подождать следующую кабинку, а в отходящей уступить место детям: «Особенно я запомнила близняшек двух маленьких красавиц, которые гуляли в Мтацминдском парке вместе с бабушкой. Девочки были в центре внимания, все с ними заговаривали, ласкали. Ужасно, что в той злосчастной кабине было мало места, и мы его уступили близняшкам».
Цепочка роковых обстоятельств, которые привели к катастрофе, была запущена в 1988 году. Тогда канатная дорога пережила внушительную реконструкцию. Количество опорных башен сократилось с трех до двух, причем, верхняя точка крепления канатов поднялась над городом еще выше (на смену двум башням высотой 10 и 12 метров пришла одна 20-метровая), отчего подъем стал круче.
Также реновация коснулась и кабинок. Ради увеличения пропускной способности вместо привычных 25-местных гондол, выпускавшихся здесь же в Тбилиси, установили две 40-местные из Италии. При этом об увеличении массы кабин почему-то не подумали и сохранили старые канаты.
Возможно, и это не стало бы фатальным, но у итальянских кабин тормоза срабатывали через раз. Когда это случалось, техникам приходилось взбираться на крышу гондолы и отключать тормоз вручную. Ребятам быстро это надоело, поэтому проблему решили просто и гениально тормоза отключили совсем.
После катастрофы вся инфраструктура фуникулера была демонтирована. Осталась лишь нижняя башня, да и то лишь потому, что она объект культурного наследия. За 30 лет без эксплуатации сооружение превратилось в классическую заброшку с граффити и кучей хлама на полу. В 2020-м канатную дорогу хотели вновь запустить по старому маршруту, но такие разговоры слышны уже года три.





Отлично. Ещё одна фобия мне в копилку
Я бы уже точно не прокатилась на этой канатной дороге, после таких трагедий, даже и за бесплатно…
Я как то застряла на канатке, на самой высокой точке, стояли около 40 минут,и на чертовом колесе,тоже на верхушке
пару ле назад был там, на фуникулере)) хорошо что прочел только сейчас))
Поэтому я не хочу кататься на канатной дороге