Януш Корчак ( настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения

Януш Корчак ( настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения Родился в

Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним.Корчак не только теоретизировал на тему воспитания, но и воплощал свои идеи в жизнь. Человек с научным мышлением, он искал подтверждения своим идеям в практике, практик — он не раз уносился мыслью в заоблачные высоты. Делом его жизни был открытый в 1911 г. Дом сирот для детей еврейской бедноты. Это была настоящая школа жизни, детская республика с самоуправлением, газетой, товарищеским судом, пред которым, кстати, представали не только дети, но и взрослые, нарушавшие права детей. Но главной статьей в судебном кодексе Корчака было – прощение…
Старый Доктор зябко повел плечами, отодвинул дневник, снял очки и растер пальцами переносицу. Закончился трудовой день. Сегодня ему удалось раздобыть подгнившей картошки и накормить детей перед сном. В зимней оккупированной Варшаве 1942 года это было непросто, особенно если голодных ртов у тебя не один, не два, а двести…
В 1907 году доктор Януш Корчак организовал в Варшаве Дом сирот, содержащийся на пожертвования купцов и интеллигенции. Обездоленные дети обретали стараниями Старого Доктора нормальную жизнь в будущее.Он создал настоящую детскую республику, краеугольным камнем ее фундамента были любовь и уважение к воспитанникам. Кто-то из мальчиков, покидая Дом сирот, сказал:»Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете есть честные люди, что возможно говорить правду… что на свете есть правда».
Старый Доктор долго не мог понять, что есть Бог, пока не решил, что его Бог- глубочайшее уважение и любовь к лучшему, что есть на земле,- детям.
Старый Доктор считал самой главной своей книгой «Как любить ребенка»,ведь единственное, что не терпит отсрочек в нашей жизни, считал Корчак, это любовь к детям. Остальное не уйдет никуда. Старый Доктор так и не завел семьи .Незадолго до смерти он скажет:»Сыном своим я выбрал идею служения ребенку».Благодаря стараниям и доброте Старого Доктора сотни детей обрели настоящее и будущее.
В годы оккупации Варшавы последним офицером, носившим мундир Войска Польского, был директор Дома сирот.»Вы провоцируете гитлеровцев,- говорили друзья,- такую одежду уже не носят!»»Еще бы,- отвечал Корчак,- ведь это мундир солдата, которого предали».
До конца своих дней Корчак не утратил способности видеть добро в каждом человеке. Последняя запись в дневнике Старого Доктора не об ужасе грядущего дня, нет… Она об эсесовце, стоящим с карабином у Дома сирот.»Что он будет делать ,если я дружески махну ему рукой Вряд ли выстрелит… Возможно, до службы он был учителем или нотариусом… и не знает, как все на самом деле…».
Наступило завтра — проклятый день 5 августа 1942 года. Двести детей Дома сирот и 4 воспитателя, не покинувшие ребят, построились в колонну по четверо. Они не плакали и не пытались бежать, только, как птенцы, жались к Старому Доктору… Он шел впереди, держа на руках маленькую Натю — девочка не могла ходить после тяжелей болезни. Над головами безмолвного строя развивалось клеверно-зеленое знамя героя корчаковской сказки, короля Матиуша Первого…
Старый Доктор давал детям страшный последний урок — он учил их достойно умирать.
-Что это — закричал комендант пункта перегрузки. Ему сказали: это Корчак с детьми.
— Грузить в вагоны! — скомандовал комендант, но припомнив что-то, бросился к Старому Доктору.
— Вы написали «Банкротство маленького Джека» Хорошая книга, я читал в детстве… Вам разрешено остаться, доктор!
Но Корчак со словами:»Нет, дети — главное!»,захлопнул изнутри дверь вагона.
Даже эсэсовцы не выдержали. Впервые поезд Варшава — Треблинка отправился раньше, чем следовало по расписанию.
«Дети отличаются от взрослых тем, что еще не умеют скрывать безграничную потребность быть любимыми. Ребенок — тот же человек, что и взрослый, только маленький. Маленький — значит, еще слабый, нуждающийся в нашей помощи, заботе, любви… Маленький — не низкорослый, к которому надо нагибаться, чтобы снисходительно выслушать, о чем он там плачет…. Чтобы понять ребенка, любить ребенка, дотянуться до его мудрости и глубинного понимания мира, взрослому приходится вставать на цыпочки» — таково было кредо этого Великого педагога.
В августе 1942 г. в Треблинкой печи сгорели 200 воспитанников Дома сирот. И с ними их отец — воспитатель Януш Корчак. После войны по миру прошла легенда о Корчаке. Скорбная и правдивая, она на время заслонила от нас невысокого человека с детскими голубыми глазами, застенчивого и одновременно наделенного железной волей. Не святого – он не любил высоких слов, – а просто человека, подвиг которого продолжался не только несколько последних часов или дней, а больше полстолетия, с семи лет, когда он впервые (как все дети, сердцем, а не умом) понял, что сделать мир счастливым без создания справедливой школы нельзя.
» Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится.»
Дневник Корчака нашли уже после войны. Он был замурован в стену на чердаке Дома сирот.
Кто в детстве прочитал Корчака, тот его уже не забудет. В повести «Король Матиуш I» читатель чувствует себя маленьким Наполеоном, на необитаемом острове обдумывающим свои поступки. Повесть «Кайтусь-чародей» показывает ребенку, к чему может привести исполнение всех его желаний, «Маленький бизнесмен» — о первом знакомстве с деньгами… Но детям не до того, чтобы думать, как он погиб — знаменитый детский врач, опекун своего варшавского Дома сирот. 6 августа 1942 года Януш Корчак в газовой камере в Треблинке вместе с 200 воспитанниками Дома сирот принял смерть. Хотя ему предлагали выйти на свободу.

0 thoughts on “Януш Корчак ( настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения

Добавить комментарий